Увеличение видимости в туманах.

   В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, выполненных в Центральной Аэрологической Обсерватории Росгидромета, разработана эффективная российская технология рассеяния переохлажденных туманов с целью улучшения видимости в аэропортах и на автодорогах и необходимые для ее реализации технические средства. Российская технология рассеяния переохлажденных туманов прошла апробацию в аэропортах Москвы, Кишинева, Моздока, Алма-Аты и Минеральных Вод, а с 1995 года успешно применяется в опытно-производственных работах по улучшению видимости на автодорогах и в аэропортах северной Италии. Применение технологии рассеяния переохлажденных туманов в аэропортах позволяет увеличивать видимость в тумане вплоть до значений, позволяющих производить посадку и вылеты воздушных судов. Увеличение видимости в тумане на автодорогах существенно увеличивает безопасность движения.

Увеличение видимости в тумане на автодороге Венеция-Триест

Рис. 1(а). До воздействия

Рис. 1(б). После воздействия

   Российская технология рассеяния туманов основана на воздействии на фазовую неустойчивость переохлажденного тумана, связанную с долговременным существованием в нем переохлажденной жидкокапельной влаги. При введении в переохлажденный туман искусственных ледяных зародышевых частиц начинается процесс “перегонки” водяного пара с переохлажденных капель на эти частицы в силу того что насыщающая упругость водяного пара надо льдом меньше, чем над водой, из-за чего переохлажденные капли тумана испаряются, а кристаллики льда вырастают до крупных размеров и выпадают из тумана.
   Для искусственного улучшения видимости в переохлажденных туманах применяются стационарные и мобильные генераторы мелкодисперсных частиц льда, работающие на жидком азоте (N2). Введение в переохлажденный туман жидкого азота (температура кипения -178oС) вызывает резкое локальное понижение температуры, приводящее к замерзанию капель тумана, находящихся в этой зоне, что приводит к началу процесса “перегонки” водяного пара с переохлажденных капель на ледяные кристаллы, испарению капель и увеличению видимости в тумане.
Стационарные генераторы используются для улучшения видимости на взлетно-посадочных полосах в аэропортах и дорожных развязках на крупных автомагистралях. Генераторы устанавливаются вокруг защищаемых объектов с учетом местных метеорологических условий (роза ветров, местный рельеф и т.п.). Для дистанционного управления стационарными генераторами разработаны автоматизированные и полуавтоматизированные системы управления, включающие в себя информационно-измерительный комплекс, предназначенный для контроля и регистрации параметров атмосферы, необходимых для принятия решения о воздействии, сеть стационарных генераторов и систему дистанционного управления генераторами.

Рис. 2(а). Стационарный генератор мелкодисперсных частиц льда на жидком азоте

Рис. 2(б). Процесс воздействия на переохлаждённый туман

Для оперативного улучшения видимости на автодорогах используются мобильные генераторы мелкодисперсных частиц льда работающие на жидком азоте.

Рис. 3(а). Мобильный генератор мелкодисперсных частиц льда на жидком азоте

Рис. 3(б). Процесс воздействия на переохлаждённый туман