Работы по улучшению погодных условий в Москве 6 августа 2006 г. во время празднования Дня Железнодорожника.

В связи с неблагоприятным прогнозом погоды Правительство г. Москвы по просьбе ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Росгидромет с просьбой провести работы по обеспечению благоприятных погодных условий в Москве во время празднования «Дня Железнодорожника» 6 августа 2006 г.
Для выполнения летных работ было подготовлено 10 самолетов, из них 3 самолета ЛИИ им. М.М. Громова (два самолета Ан-28 и самолет Ан-32) с базированием на аэродроме «Раменское» и 7 самолетов ВВС России с базированием в аэропорту «Чкаловский».
К утру 6 августа г. Москва и Московская область находились в зоне стационарного фронта  в тыловой части активной циклонической волны, накануне прошедшей через территорию Москвы и Московской области. Центр волны  к 10:00 МСК располагался к юго-востоку  от  Нижнего Новгорода  и быстро перемещался в восточном направлении. Приземная линия  фронта проходила к югу от Москвы на широте Орла.
Анализ данных аэрологического радиозондирования, полученных в г. Долгопрудном в 9:30 МСК показал, что атмосфера в утренние часы была стратифицирована устойчиво с градиентами, близкими к влажноадиабатическому. В слое 1000 – 1400 м наблюдалась слабая инверсия.
В соответствии с фактическими метеоусловиями летные работы по активному воздействию на облака с целью улучшения погодных условий в Москве 6 апреля 2006 г. были начаты в 10 часов, когда с аэродрома “Раменское” в воздух был поднят самолет воздействия Ан-32.
Данные радиолокационных наблюдений, выполненных в ходе проведения засева облачности, отчетливо иллюстрируют ее реакцию на воздействия. Так из радиолокационных цифрокарт видно, что на момент начала воздействий высота верхней границы облаков в зоне работ достигала 4-5 км, а интенсивность осадков 0,5-1 мм/час (см. рис. 1). В результате многократных проходов с интенсивным засевом облачности сухим льдом и жидким азотом через 40-50 минут после начала воздействий в районе засева отчетливо наблюдалось прекращение осадков и практически полная диссипация натекавшей на защищаемую территорию облачности.

Рис. 1. Цифрокарта распределений верхней границы облачности
в 10:20,  6 августа 2006 г. Красными линиями на цифрокартае
 показаны зоны засева облачности.

В 11:30 в связи с наблюдавшимся к западу от Москвы развитием облачных ячеек было принято решение поднять в воздух из аэропорта «Раменское» два самолета воздействия Ан-28 и произвести посадку с целью перезаправки реагентами и повторного вылета самолета Ан-32.

    Рис. 2. Траектории полетов самолетов воздействия с 12:30 до 17:45 (а)
и с 17:45 до 21:30 (б),  6 августа 2006 г.

Всего при выполнении летных работ по воздействиям на облака 6 августа 2006 г. было выполнено 8 вылетов самолетов воздействия. В результате с 12:30 до 22 часов в воздухе находились и работали по засеву облаков в интервале высот от 3600 до 5100 м на удалениях от 20 км до 100 км к западу и северо-западу от Москвы 2-3 самолета (рис. 2). В результате засева облаков упаковками с грубодисперсным порошком (динамическое подавление развития внедренных конвективных ячеек), а также засева облаков сухим льдом и жидким азотом (преждевременное вызывание осадков) в период с 12 до 22 часов 6 августа 2006 г. над Москвой было полностью исключено выпадение осадков (см. рис.3.) и достигнуто частичное рассеяние слоистообразной облачности над защищаемой территорией.

Рис. 3. Распределение суммарного слоя осадков в Московской зоне за период с 12 ч. до 22 ч.
 по данным сети радиолокационных комплексов АКСОПРИ.