Работы по улучшению погодных условий в городе москве 9 мая 2021 года.

Аэросиноптическая обстановка в Московском регионе 9 мая 2021 года определялась тыловой частью циклона с центром в районе Белого моря и прохождением оси высотной ложбины. В ночные и утренние часы Московский регион с юго-запада на северо-восток пересекала многослойная облачная система, состоящая из слоисто-дождевых облаков с нижней границей 200-300 м и ячеек утопленной конвекции с высотой верхней границы 5-7 км. Ширина зоны осадков, которая смещались на Москву со скоростью 20-25 км/час, составляла 150-220 км. При фоновой интенсивности обложных осадков 1-2 мм/час интенсивность конвективных осадков местами составляла 10-15 мм/час.

В соответствии с планом летных работ в 0:00 МСК в воздух с аэродрома Чкаловский был поднят самолет – метеолаборатория Як-42Д «Росгидромет» (б/н 42440) и направлен в район Наро-Фоминск – Обнинск на удалениях 120-210 км с целью проведения зондировки и уточнения метеорологических характеристик атмосферы и облаков. В связи с тем, что зона, дающая осадки с интенсивностью до 5-10 мм/час, перемещалась в сторону Москвы, в 01:25 МСК были начаты работы по воздействию на облачность с помощью жидкого азота (рис. 1). Работы по активным воздействиям выполнялись в условиях сильного обледенения до 01:45 МСК, когда самолет был вынужден прекратить воздействия.

Принимая во внимание сложную метеорологическую обстановку в соответствии с уточненным планом работ в период с 02:01 по 03:30 МСК в воздух были подняты еще 6 самолетов Ан-26 ВКС РФ, которые были направлены в район, ограниченный азимутами 283°- 205° и дальностями 50 – 160 км от Москвы для проведения воздействий на облачность, натекающую на территорию города с юго – запада и запада.

При этом на удалениях от 120 до 160 км самолеты Ан-26 проводили воздействия гранулированной углекислотой и жидким азотом, а самолеты, работавшие на удалениях от 50 до 80 км, в качестве реагента использовали упаковки с грубодисперсным порошком. Целью проводимых воздействий было недопущение продвижения надвигающейся в направлении города зоны осадков, а также динамического подавление натекающей на территорию города облачности.

В период с 05:35 до 06:05 МСК на помощь самолетам Ан-26 в воздух были подняты еще три самолета Ан-12, которые были направлены в районы работ на удалениях от 25 до 70 км с азимутами 190°– 310°, где они производили интенсивный засев облачности с помощью упаковок с грубодисперсным порошком. Во время проведения воздействий руководителем работ непрерывно осуществлялась корректировка трасс пролета самолетов и регулировался расход реагента.

После проведения воздействий все самолеты, израсходовавшие реагент, направлялись на аэродром Чкаловский для дозаправки и загрузки необходимым количеством реагентов, после чего осуществлялись повторные вылеты. Благодаря принятым мерам удалось избежать выпадения осадков на территории города до 10:55 МСК (рис. 2). По наземным данным выпадение моросящих осадков на Красной площади наблюдалось с 10:55 до 11:15.Эпизодическое выпадение моросящих осадков отмечались в некоторых районах города до 12:10 МСК.

В связи с тем, что западнее Москвы оставалась зона осадков, угрожающая городу, в 12:29 повторно вылетел самолет Ан-12 (б/н 10), который продолжил воздействия упаковками с грубодисперсным порошком в непосредственной близости от МКАД, что позволило исключить выпадение осадков в городе.

По согласованию с Заказчиком авиационные работы по воздействию были прекращены в 14:00 МСК.

Всего 9 мая 2021 года было выполнено 17 самолето – вылетов.

Рис. 1. Цифрокарта высоты верхней границы облачности в 01:30 МСК, 09 мая 2021 года.

Рис. 2. Цифрокарта интенсивности осадков в 01:30 МСК, 09 мая 2021 года.