Авиационные генераторы мелкодисперсных частиц льда на жидком азоте « ГМЧЛ-А».

   Генератор ГМЧЛ-А обеспечивает максимальный расход реагента 30 г/с при заправляемой массе жидкого азота 96 кг, потребляемая мощность при напряжении питания 27 В – не более 162 Вт. Реализуя потребность в азотных генераторах при проведении крупномасштабных работ по улучшению погодных условиях в мегаполисах по инициативе и за счет средств Агентства АТТЕХ было изготовлено более 10 быстросъемных азотных генераторов, которыми оборудовались самолеты различных типов (Ан-12, Ил-18, Ан-72, Ан-26, Ан-30, Ан-28, М-101Т «Гжель»). Установка генератора ГМЧЛ-А на борту воздушного судна (вертолет, самолет) не требует специальных конструктивных доработок. Конструкция генератора позволяет осуществлять установку пилона с форсункой на технологические люки или на заглушку иллюминатора. На рис. 1 показан самолетный азотный генератор на самолете Ан-12, а на рис.2 изображен его общий вид.

а)
б)
Рис. 1. Самолетный генератор мелкодисперсных частиц льда ГМЧЛ-А-(а), наземная проверка ГМЧЛ-А на самолете АН – 12 -(б)

1 – ферма; 2 – сосуд Дьюара; 3 – прокладка герметизирующая; 4 – насадка; 5 – кабель питания термоэлементов; 6 – пульт управления; 7 – пилон; 8 – трубопровод с теплоизоляцией; 9 – манометр; 10 – вентиль выдачи; 11 – вентиль дренажа; 12 – пружина прижимная; 13 – замок хомута; 14 – балка установочная; 15 – фильтр заборника; 16 – кожух термоэлемента; 17 – азот жидкий; 18 – кабель питания от бортовой сети.

Рис. 2. Общий вид ГМЧЛ-А

   При необходимости для обеспечения работы генератора ГМЧЛ-А в течение всего полета на борт самолета загружается дополнительное количество сосудов Дьюара с азотом типа СК-40. Самолетные азотные генераторы могут устанавливаться на воздушных судах как с герметичными, так и с негерметичными салонами.

  Немаловажным аргументом в пользу применения азотных генераторов в производственных работах по активному воздействию является то, что стоимость воздействия на облака с применением жидкого азота существенно ниже стоимости воздействия гранулированной углекислотой.

   Опыт работ по активному воздействию на переохлажденную облачность подтвердил целесообразность применения самолетных генераторов на жидком азоте.