Для оперативного обмена метеорологической и навигационной информацией, а также данными о проведенных воздействиях между оперативным центром управления работами и самолетами воздействия создана и используется уже более 10 лет система передачи данных по радиоканалу «Земля-Борт-Земля» (система диспетчеризации). Наземный комплект системы монтируется в оперативном центре, а бортовой комплект устанавливается на каждом самолете.

а)
б)
  в)

Рис. 1. Радиостанция с бортовым контроллером – а); Бортовая антенна – б);  Принципиальная схема работы системы передачи данных

«Земля-Борт-Земля» – в)

 

Система передачи данных «Земля-Борт-Земля» обеспечивает:

  • отображение траекторий полета самолетов на навигационных картах местности и радиолокационных картах облаков и осадков в реальном масштабе времени на борту и на наземном пункте управления;
  • получение радиолокационных карт облачности и осадков на борту самолета;
  • получение координат точек воздействия на наземном пункте управления работами;
  • получение данных самолетного зондирования атмосферы и облаков;
  • возможность обмена текстовыми сообщениями между наземным пунктом управления и бортовыми операторами самолетов.