Универсальный генератор мелкодисперсных частиц льда ГМЧЛ-У предназначен для воздействия на переохлажденные облака с борта самолета и на переохлажденные туманы в наземных условиях. Действие генератора основано на разбрызгивании жидкого азота.
При истечении жидкого азота происходит его испарение и смешение с внешним влажным воздухом, что приводит  к гомогенному образованию мелкодисперсных  ледяных кристаллов, которые в дальнейшем обеспечат стимулирование процессов формирования осадков или рассеяния переохлажденных туманов.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Самолетный  вариант:

Масса не заправленного генератора, кг 83
Максимальная масса заливаемого жидкого азота, кг 96
Габаритные размеры 860*580*1640
Напряжение эл. питания , В  12
Потребляемая мощность, Вт 162
Расход реагента, г/с 15*3

Наземный вариант:

Масса не заправленного генератора, кг  27
Максимальная масса заливаемого жидкого азота, кг 32
Габаритные размеры 840*460*460
Напряжение эл. питания , В  12
Потребляемая мощность, Вт 60
Расход реагента, г/с 15

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

Генератор состоит из сосуда Дьюара типа СК-40 (1) со штатной крышкой (4) и насадки (2). Генератор при необходимости устанавливается на подставку (3). Насадка (2) – это основание со смонтированной на ней арматурой:  пружины (5), трубопровода (6), фильтра (7), нагревательного патрона (8), цилиндрического защитного кожуха (9) для нагревателя, клапана предохранительного (14), клапана аварийного мембранного (10), манометра (11), электромагнитного клапана (12) и форсунок (13).

Насадка (2) через герметизирующую прокладку прижимается пружиной (5) к горловине сосуда Дьюара. Запуск генератора осуществляет по системе управления  генераторами по радиоканалу (рис. 2) путем подачи сигнала с пункта управления на пункт воздействия на открытие электромагнитного клапана (12) и включение нагревательного патрона (8). При нагревании жидкого азота происходит его испарение и соответственно в верхней части сосуда Дьюара повышается давление газообразного азота до рабочего уровня – 0,7-1,0 кг/см2. Рабочее давление регулируется предохранительным клапаном (14), который при его  превышении  открывается и производится сброс избыточного давления. Под действием повышенного давления в верхней части сосуда Дьюара жидкий азот через трубопровод (6) поступает на форсунки (13), через которые происходит его распыление в атмосферу. В самолетном варианте последнее колено трубопровода (6) вместе с форсунками (13) отсоединяется от насадка и на его место устанавливается трубопровод в соответствии с технической документацией для конкретного летательного аппарата.
 При резком повышении давления роль предохранителя выполняет прижимная пружина (5), жесткость которой выбрана так, что при давлении более 1,5 кг/см2 пружина отжимается и давление стравливается через герметизирующую прокладку. При понижении давления пружина прижимает насадку и, соответственно, герметизирует сосуд Дьюара. В случае выхода из строя предохранительного клапана (14) и примерзании насадки (2) к сосуду Дьюара при превышении уровня давления в 2 кг/см2 срабатывает аварийный мембранный клапан (10).