Работы по улучшению погодных условий в Москве 12 июня 2019 г.

Аэросиноптическая обстановка в Московском регионе 12 июня 2019 года определялась прохождением холодного атмосферного фронта с активным волновым циклоном, сформированным накануне из конвективного кластера, с  перемещением последнего из района Рига–Таллин–Псков в сторону Москвы. По прогнозу развития атмосферных процессов и скорости перемещения фронта передняя часть его облачной системы должна была подойти к границам Московской области к 14 – 15 часам. В связи с этим время начала авиационных работ было перенесено на 4 часа утра.

Летные работы с целью улучшения погодных условий в Москве 12 июня  были начаты в 04:05, когда в воздух с аэродрома Чкаловский был поднят самолет АН-12 (б/н 33) для оценки метеорологической ситуации и проведения работ по активным воздействиям в западной границе Московской области.

Однако в период с 02 по 03 часа в облачной системе циклона, находящегося в районе Псков–Новгород–Великие Луки произошла активизация процессов облако- и осадкообразования. В результате скорость перемещения облачного массива возросла с 35 до 55 км/час, а верхняя граница конвективных ячеек выросла до 12-14 км. К 6 часам утра конвективный облачный массив переместился в район Великие Луки–Бологое–Ржев и представлял собой сплошную зону осадков 400х400 км с интенсивностью осадков  от 5 до 20 мм/час, местами до 100 мм/час.

С 06:30 до 07:15 дополнительно были подняты еще 5 самолетов (четыре СМЛ АН-12 и один СМЛ ЯК-42 «Росгидромет») для воздействий с целью разрушения осадкообразующих облаков на максимальном удалении от Москвы.

К 8 часам утра передняя часть облачной системы холодного фронта приблизилась на удаление 200 км на западе и северо-западе от Москвы. Вопреки прогнозам активность процессов в зоне фронта не снижалась. Протяженность сплошной зоны осадков с интенсивностью 5-20 мм/час составляла до 300 км по фронту и в глубину до 220 км. Передняя граница зоны находилась в азимутах 270-300 градусов и на удалениях 150-200 км от Москвы. В южной части зоны, где наблюдались многочисленные конвективные ячейки высотой 12-14 км с грозами местами с градом, интенсивность осадков местами достигала 50-100 мм/час.  В это время воздействия  проводили 6 самолетов.

В период с 8:57 по 9:42 дополнительно были подняты еще 4 самолета АН-26 и к 10 часам утра по радиолокационным данным в результате воздействий, проводимых с борта 10 самолетов азимуте 270-340 градусов и на удалении 150-100 км от Москвы, стало заметно существенное снижение интенсивности осадков. Интенсивность конвективных осадков, надвигавшихся на город, снизилась с 20-40 мм/час до 1-3 мм/час. Скорость перемещения зоны осадков составляла 40 км/час с курсом 110 градусов.

К 12 часам в результате воздействий зона осадков приобрела фрагментарный очаговый характер. Общая протяженность зоны осадков в глубину снизилась со 100 км до 60 км. Интенсивность конвективных осадков, представляющих угрозу для города, уменьшилась с 1-3 мм/час до 0.5-1.0 мм/час.

С 12 до 17 часов шестью самолетами ВКС РФ проводились воздействия с целью подавления остающихся очагов осадков в западном секторе области в азимуте 240-340 градусов и на удалении 30-70 км от МКАД. Однако, в связи со значительным прогревом приземного воздуха в отдельных местах в пределах города до  14 часов еще продолжали возникать незначительные очаги  моросящих осадков малой интенсивности от 0,1 до 0,2 мм/час.

После 17 часов  работы по предотвращению осадков на территории города были продолжены 5 самолетами на западе и к северу от МКАД. Выпадение осадков в городе и окрестностях не зафиксировано.

С 19 до 23 часов мониторинг метеорологической ситуации производился одним самолетом, но в  готовности к вылету на аэродроме находились еще 2 оборудованных самолета.

Работы по метеозащите Москвы были завершены 12 июня 2019 г. в 24 часа.

Всего  12 июня 2019 г. было выполнено 17 самолето-вылетов, из них 16 вылетов было выполнено самолётами ВКС РФ (самолеты типа  Ан-12 и Ан-26) и 1 вылет самолетом Як-42Д «Росгидромет» (б/н 424440).

Благодаря принятым мерам удалось максимально возможно снизить количество выпавших осадков в городе.

Цифрокарты изменения интенсивности осадков и высоты верхней границы облачности по данным радиолокационных наблюдений представлены в Приложении.