Работы по улучшению погодных условий в дни саммита «Большой Восьмерки» г. Санкт-Петербург 15-17 июля 2006 г.

В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации, Руководство РОСГИДРОМЕТа поручило “Агентству АТТЕХ” принять участие в подготовке и проведении работ по активному воздействию на облака с целью создания благоприятных погодных условий в дни проведения встречи глав государств «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге 15-17 июля 2006 г.
Для проведения работ по улучшению погодных условий в г. Санкт-Петербурге во время проведения саммита 15 – 17 июля 2006 г. специалистами “Агентства АТТЕХ” было подготовлено одиннадцать самолетов, оборудованных для выполнения работ по активному воздействию на облака. В качестве аэропорта базирования указанных самолетов на период работ был выбран аэродром “Чкаловский”. Техническое обеспечение работ средствами воздействий, их подготовку и техническое обслуживание осуществляло ЗАО «Центр внедрения методов и средств активного воздействия на погоду «АКВА».
Метеорологические условия и воздействия 15.07.2006
Метеорологические условия 15 июля 2006 г. определялись прохождением в утренние часы с запада на восток через Санкт-Петербург холодного фронта со Скандинавии. Облачная система холодного фронта к 10 часам МСК располагалась по линии Минск − С.Петербург − Петрозаводск − Архангельск и перемещалась на восток со скоростью 20-25 км/ч.
В соответствии с фактическими метеоусловиями летные работы по активному воздействию на облака с целью улучшения погодных условий в районе Санкт-Петербурга 15 июля были начаты в 8 часов, когда  из  аэропорта «Чкаловский»  в воздух были поднят самолет Ил-18 для зондирования атмосферы и проведения воздействий.  В  8:22  и  8:35 в воздух были подняты еще два самолета: Ил-18. Непосредственные воздействия на облачность с целью ее рассеяния и уменьшения выпадающих из нее осадков были начаты в 9 ч 40 м. Работы по засеву фронтальных слоистых и слоисто-дождевых облаков 15 июля выполнялись по методике уменьшения осадков и разрушения осадкообразующей облачности.
К 11 часам было полностью прекращено выпадение осадков из натекающей на защищаемую территорию облачности. Кроме того, наблюдалось уменьшение площади облаков и верхней границы облачности после их засева (см. рис.1).

Рис.1. Цифрокарта распределений интенсивности осадков и
 высоты верхней границы облачности в 11:04 15 июля 2006 г.
 Линиями на цифрокартах показаны зоны засева облачности.

В 11 час. 50 мин.  по указанию Центра управления воздушным движением воздействия были закончены в связи с прилетом в Санкт-Петербург литерных рейсов и самолеты, принимавшие участие в работе по засеву облаков, в 12 часов направились на базу в «Чкаловский».
В результате проведения работ по засеву фронтальной облачности (линии воздействий для всего периода работ по метеозащите Санкт-Петербурга 15 июля 2006 г. приведены на рис.2) с использованием хладореагентов и пиропатронов с йодистым серебром удавалось обеспечить существенное рассеяние облачности, натекающей на Санкт-Петербург, и отсутствие осадков на защищаемой территории.

Рис. 2. Траектории полетов самолетов для всего периода работ
по метеозащите Санкт_Петербурга 15 июля 2006 г.

Метеорологические условия и воздействия 16.07.2006:
Город Санкт-Петербург и Ленинградская область находились 16 июля 2006 г. в передней части антициклона, на его восточной периферии. Центр антициклона в 4 часа располагался над Данией и медленно перемещался в восточном направлении. Малоградиентная область пониженного давления c очень теплым и влажным воздухом занимала восточную и южные части Русской равнины.  Облачная система холодного фронта с волнами, прошедшего через Санкт-Петербург накануне, располагалась в 100-150 км к востоку от города и перемещалась в северо-восточном направлении. Западная кромка сплошной облачности этого холодного фронта, согласно снимку со спутника, проходила  по линии Петрозаводск – Новгород – Великие Луки. Ось высотной ложбины к 4 часам располагалась примерно вдоль линии Мурманск – Санки-Петербург – Великие Луки. В то же время над Карельским перешейком и северной частью акватории Ладожского озера находилась облачная система вторичного холодного фронта, перемещавшаяся в течении дня с севера на юг по тыловой западной периферии высотной ложбины. Передняя кромка облачности этого фронта в 4:00 располагалась севернее С.-Петербурга вдоль линии Сестрорецк – Сортавала.
После 7 часов стало наблюдаться изменение направления и скорости переноса облачности. Так в 7 час. 30 мин. направление переноса сменилось на южное, а к 9 часам, когда самолеты пришли в район работ – на юго-западное, с увеличением скорости переноса до 40-50 км/час.
С учетом официального прогноза развития облачности для выполнения летных работ по активному воздействию на облака с целью улучшения погодных условий в районе Санкт-Петербурга 16 июля в 7 ч. 40 мин., в 7 ч. 50 мин. и в 11 ч. 15 мин. с аэропорта «Чкаловский»  в воздух были подняты 3 самолета воздействия (2 Ил-18 и Ан-12). Воздействия на облачность с целью ее рассеяния и уменьшения выпадающих из нее осадков были начаты в 9 ч 20 мин.
Работы по засеву фронтальных конвективных и слоисто-дождевых облаков с элементами внедренной конвекции 16 июля выполнялись по методике разрушения осадкообразующего облачного слоя и подавления развития конвективной облачности и внедренных во фронтальную облачность конвективных ячеек.
В связи с изменением метеобстановки и появлением облачности к северо-востоку от защищаемых территорий в 13 часов в Центре управления летными работами было принято решение о  перегруппировке самолетов и их размещении на двух рубежах. В соответствии с новой схемой воздействий два самолета должны были работать на дальних подступах к объекту – на удалении 60-100 км от города, а один самолет должен был работать вблизи в непосредственной близости к границам города с целью подавления возникающих в этой зоне конвективных ячеек.
В дальнейшем решения на подъем самолетов принималось исходя из фактически складывающихся метеоусловий. Одновременно в воздухе находилось до 5 самолетов воздействия.
До 20 часов воздействия по-прежнему проводились на двух рубежах – на ближнем и дальнем. Затем, с развитием мощных конвективных облачных кластеров в непосредственной близости к северу от города, все самолеты были переведены в ближнюю зону. Радиолокационные наблюдения за облачностью и осадками при проведении засева облачности отчетливо иллюстрируют ее реакцию на засев, выражавшуюся в снижении верхней границы и последующей диссипации облаков в зонах засева и прекращением осадков.
Объем и результаты активных воздействий на облака 16 июля 2006 г. наглядно иллюстрируются приведенными на рис.3 траекториями полетов самолетов на географической карте местности за весь период метеозащиты Санкт-Петербурга 16 июля 2006 г. Всего при выполнении летных работ по воздействиям 16 июля было выпол¬нено 8 вылетов самолетов. Суммарное время налета самолетов в этот день составило 57 час 14 мин. В результате выполненных воздействий выпадение осадков на защищаемой территории носило непродолжительный очаговый характер (см. рис. 4).

Рис.3. Траектории полетов самолетов для всего периода работ
по метеозащите Санкт_Петербурга 16 июля 2006 г.

    Рис.4. Радиолокационная карта накопленного слоя осадков на площади работ
16 июля 2006 г.

Метеорологические условия и воздействия 17.07.2006:
В течение суток 16 июля на месте высотной ложбины в средней тропосфере сформировался глубокий циклон. Падение давление в центре циклона 17 июля продолжилось.  Центр высотного циклона  располагался  в 150-200 км к юго-востоку от С.-Петербурга,  в районе Новгорода. Центр антициклона располагался в 4 часа у западного побережья Эстонии. На западной периферии вновь сформированного циклона располагалась облачная система фронта окклюзии. В Санкт-Петербурге наблюдалась сплошная слоистая и слоисто-дождевая облачность. По данным радиолокационных наблюдений в утренние часы наблюдалась обширная зона отражений от облачности и осадков (рис.5). Облачность перемещалась на юг – юго-восток со скоростью 25-30 км/час и имела многослойный характер: нижний ярус имел высоту до 4-5 км, верхний – до 8-9 км. Из облачности выпадали осадки интенсивностью до 2 мм/час.

Рис.5. Радиолокационные карты распределений верхней границы облаков и
 интенсивности осадков на площади работ в 05:50 17июля  2006 г.

В соответствии с фактическими метеоусловиями летные работы по активному воздействию на облака с целью создания благоприятных метеоусловий в Санкт-Петербурге и районе Стрельны 17 июля были начаты в 6 часов, когда  из аэропорта «Чкаловский»  в воздух последовательно было поднято шесть самолетов Ан-12 и три самолета Ил-18. Непосредственные воздействия на облачность с целью ее рассеяния и уменьшения выпадающих из нее осадков были начаты в 7 час. 30 мин.
К 12:30 наблюдалось полное прекращение выпадения осадков из натекающей на защищаемую территорию облачности.
В 15 часов по согласованию с Заказчиком воздействия были закончены и самолеты, принимавшие участие в работе по засеву облаков 17 июля направились на базу в «Чкаловский».
Объем и результаты активных воздействий на облака 17 июля 2006 г. наглядно иллюстрируются приведенными на рис.6 траекториями полетов самолетов на географической карте местности на площади работ за весь период воздействий 17 июля 2006 г. Всего при выполнении летных работ по воздействиям 17 июля было выпол¬нено 9 вылетов самолетов воздействия. Суммарное время налета самолетов в этот день составило 65 часов. В результате выполненных воздействий выпадение осадков на защищаемой территории было либо полностью предотвращено, либо носило кратковременный характер с уменьшением практически на порядок интенсивности выпадающих из облачности осадков.

Рис. 6. Траектории полетов самолетов для всего периода работ
по метеозащите Санкт_Петербурга 17 июля 2006 г.

Анализ радиолокационных данных о распределениях полей облачности и осадков в районе Санкт-Петербурга, полученных во время проведения работ по улучшению погодных условий, позволяет сделать вывод, что воздействия действительно привели к существенному снижению интенсивности процессов осадкообразования в натекающих на защищаемую территорию облачных массах 16 и 17 июля и практически полностью исключили выпадения осадков 15 июля 2006 г.
Несмотря на сложные метеорологические условия и существенные ограничения по выполнению полетов вблизи защищаемых территорий Исполнителем выполнена поставленная перед ним задача по улучшению погодных условий в  г.Санкт-Петербурге при проведении мероприятий во время встречи глав государств «Большой Восьмерки».