Для проведения этих работ Агентство располагает целым рядом самолетных и наземных технических средств и метеорологической аппаратуры. В работах по искусственному регулированию осадков используются российские самолеты типа Ан-12, Ил-18, Ан-26, Ан-30, Ан-28, Ан-2 оборудованные техническими средствами воздействия на облака и имеющие сертификаты летной годности. К самолетным средствам воздействия относятся генераторы, стационарно устанавливаемые на борту самолета, и генераторы, отстреливаемые с борта самолета непосредственно в облако.

Наземные средства воздействия:

К наземным средствам воздействия относят генераторы льдообразующих аэрозолей, которые диспергируют реагенты c помощью расположенных на земле установок.

К настоящему времени при непосредственном участии Агентства были разработаны:

  • пиротехнические наземные аэрозольные генератор НАГ- 07 и НАГ- 07М;
  • жидкостный наземный аэрозольный генератор НАГ-07А;
  • генератор льдообразующего аэрозоля фейерверочного типа ГЛА-105;
  • противоградовая ракета «Алазань-9» и пусковая установка «Элия» для ее запуска.

Самолетные средства воздействия:

  • пиротехнические патроны ПВ-26-01 и ПВ-50М;
  • пиротехнические генераторы САГ-ПМ и САГ-26;
  • комплекс для сброса гранул твердой углекислоты СМК-0000;
  • устройство для засева облаков гигроскопическими порошками;
  • самолетные комплексы САГ-26В и САГ-26КС.

Кроме комплекса технических средств воздействия самолеты оборудуются комплексом бортовой аппаратуры для измерения навигационных параметров и основных параметров облаков и атмосферы, необходимых для принятия решения, выполнения засева и контроля результатов воздействий.

В таблице 1 приведен перечень параметров, измеряемых миниИВК, устанавливаемых специалистами Агентства на самолеты воздействия, при проведении оперативно-производственных работах по искусственному регулированию осадков (ИРО).

Таблица 1.

Параметры, измеряемые и регистрируемые с помощью миниИВК

Вид параметра Измеряемый параметр Рассчитываемые характеристики
1 Навигационные параметры Время Скорость ветра Направление ветра
2 Графические координаты
3 Маршрут полета
4 Курс
5 Азимут от точки привязки
6 Удаление от точки привязки
7 Высота барометрическая
8 Путевая скорость
9 Термодинамические параметры Воздушная скорость
10 Истинная температура
11 Микрофизические параметры Жидко-капельная водность Жидко-капельная водность LWC и содержание ледяной фазы IWC
12 Полная водность (капли+кристаллы)
13 Специальные параметры Место и вид воздействий Перенос зон воздействия
 

  Неотъемлемой частью технических средств, обеспечивающих успешность организации и проведения работ по искусственному регулированию осадков, являются «Мобильная радиолокационная система управления работами по ИРО», созданная в Агентстве на базе одноволнового малогабаритного метеорологического радиолокатора (ММРЛ) «Контур-Метео-01» и система радиообмена данными «Земля-Борт-Земля» (Система диспетчеризации).

Системы диспетчеризации обеспечивает:

  • отображение траекторий полета самолетов на навигационных картах местности и радиолокационных картах распределения облаков и осадков в реальном масштабе времени как на бортовых мониторах, так и на мониторе наземного пункта управления работами;
  • получение радиолокационных карт облачности и осадков на борту самолета;
  • передачу координат точек воздействия и типа используемого реагента в пункт управления работами;
  • обмен текстовыми сообщениями между наземным Пунктом управления и бортовыми операторами самолетов.

Сброс гранулированной твердой углекислоты осуществляется с помощью самолётного углекислотного дозирующего устройства (рис.1), состоящего из шнекового дозатора, установленного внутри фюзеляжа самолета, и выходного патрубка, предназначенного для выброса углекислоты.

Рис. 1. Дозирующее устройство. Общий вид

1 – дозатор шнековый; 2 – стойка шарнирная; 3 – основание (в зависимости от места крепления на самолете может быть различной формы).

 

  Для хранения гранулированной углекислоты используются специальные легкие сборно-разборные термоизолированные контейнеры с поддонами, позволяющих хранить углекислоту и на земле и на борту самолета в течение нескольких дней (рис. 2).

 

а)                                                          б)

Рис. 2. Разборный изотермический контейнер (а) с поддоном (б)

  Для воздействия на облака жидким азотом самолеты оборудованы азотными генераторами мелкодисперсных частиц льда, состоящими из сосудов Дьюара с жидким азотом, специальных насадок с термоэлементами, обеспечивающих необходимое давление для подачи жидкого азота из сосудов, и пилона с форсунками, предназначенного для распыления жидкого азота в облаках (рис. 3).

 

Рис. 3. Генераторами мелкодисперсных частиц льда “ГМЧЛ-А”

 

Сброс упаковок с грубодисперсными порошками, применяемых для разрушения мощных конвективных облаков, осуществляется вручную с помощью специальных приспособлений (рис. 4).

а)                                                  б)

Рис. 4. Ручной сброс упаковок с самолета Ан-72 (а) и транспортер с упаковками на самолете Ан-12 (б)

 

Для отстрела пиропатронов ПВ-26 с йодистым серебром (рис. 5) и самолеты воздействия оборудуются системами, включающими в себя пульт управления отстрелом и подвесные контейнеры с кассетами типа УВ-26 (АСО-2И) (рис. 6).

 

Рис. 5. Пиропатрон ПВ-26

 

Рис. 6.  Подвесные контейнеры с кассетами типа УВ-26 (АСО-2И)

 

Для отстрела пиропатронов ПВ-50М самолеты оборудуются системами типа КДС-155 (Рис. 7).

 

Рис. 7. Система типа КДС-155

Эти же системы используются для установки самолетных генераторов САГ-26 и САГ-50М.