Для проведения этих работ Агентство располагает целым рядом самолетных и наземных технических средств и метеорологической аппаратуры. В работах по искусственному регулированию осадков используются российские самолеты типа Ан-12, Ил-18, Ан-26, Ан-30, Ан-28, Ан-2 оборудованные техническими средствами воздействия на облака и имеющие сертификаты летной годности. К самолетным средствам воздействия относятся генераторы, стационарно устанавливаемые на борту самолета, и генераторы, отстреливаемые с борта самолета непосредственно в облако.
Наземные средства воздействия:
К наземным средствам воздействия относят генераторы льдообразующих аэрозолей, которые диспергируют реагенты c помощью расположенных на земле установок.
К настоящему времени при непосредственном участии Агентства были разработаны:
- пиротехнические наземные аэрозольные генератор НАГ- 07 и НАГ- 07М;
- жидкостный наземный аэрозольный генератор НАГ-07А;
- генератор льдообразующего аэрозоля фейерверочного типа ГЛА-105;
- противоградовая ракета «Алазань-9» и пусковая установка «Элия» для ее запуска.
Самолетные средства воздействия:
- пиротехнические патроны ПВ-26-01 и ПВ-50М;
- пиротехнические генераторы САГ-ПМ и САГ-26;
- комплекс для сброса гранул твердой углекислоты СМК-0000;
- устройство для засева облаков гигроскопическими порошками;
- самолетные комплексы САГ-26В и САГ-26КС.
Кроме комплекса технических средств воздействия самолеты оборудуются комплексом бортовой аппаратуры для измерения навигационных параметров и основных параметров облаков и атмосферы, необходимых для принятия решения, выполнения засева и контроля результатов воздействий.
В таблице 1 приведен перечень параметров, измеряемых миниИВК, устанавливаемых специалистами Агентства на самолеты воздействия, при проведении оперативно-производственных работах по искусственному регулированию осадков (ИРО).
Таблица 1.
Параметры, измеряемые и регистрируемые с помощью миниИВК
№ | Вид параметра | Измеряемый параметр | Рассчитываемые характеристики |
1 | Навигационные параметры | Время | Скорость ветра Направление ветра |
2 | Графические координаты | ||
3 | Маршрут полета | ||
4 | Курс | ||
5 | Азимут от точки привязки | ||
6 | Удаление от точки привязки | ||
7 | Высота барометрическая | ||
8 | Путевая скорость | ||
9 | Термодинамические параметры | Воздушная скорость | |
10 | Истинная температура | ||
11 | Микрофизические параметры | Жидко-капельная водность | Жидко-капельная водность LWC и содержание ледяной фазы IWC |
12 | Полная водность (капли+кристаллы) | ||
13 | Специальные параметры | Место и вид воздействий | Перенос зон воздействия |
Неотъемлемой частью технических средств, обеспечивающих успешность организации и проведения работ по искусственному регулированию осадков, являются «Мобильная радиолокационная система управления работами по ИРО», созданная в Агентстве на базе одноволнового малогабаритного метеорологического радиолокатора (ММРЛ) «Контур-Метео-01» и система радиообмена данными «Земля-Борт-Земля» (Система диспетчеризации).
Системы диспетчеризации обеспечивает:
- отображение траекторий полета самолетов на навигационных картах местности и радиолокационных картах распределения облаков и осадков в реальном масштабе времени как на бортовых мониторах, так и на мониторе наземного пункта управления работами;
- получение радиолокационных карт облачности и осадков на борту самолета;
- передачу координат точек воздействия и типа используемого реагента в пункт управления работами;
- обмен текстовыми сообщениями между наземным Пунктом управления и бортовыми операторами самолетов.
Сброс гранулированной твердой углекислоты осуществляется с помощью самолётного углекислотного дозирующего устройства (рис.1), состоящего из шнекового дозатора, установленного внутри фюзеляжа самолета, и выходного патрубка, предназначенного для выброса углекислоты.

Рис. 1. Дозирующее устройство. Общий вид
1 – дозатор шнековый; 2 – стойка шарнирная; 3 – основание (в зависимости от места крепления на самолете может быть различной формы).
Для хранения гранулированной углекислоты используются специальные легкие сборно-разборные термоизолированные контейнеры с поддонами, позволяющих хранить углекислоту и на земле и на борту самолета в течение нескольких дней (рис. 2).
а) б)
Рис. 2. Разборный изотермический контейнер (а) с поддоном (б)
Для воздействия на облака жидким азотом самолеты оборудованы азотными генераторами мелкодисперсных частиц льда, состоящими из сосудов Дьюара с жидким азотом, специальных насадок с термоэлементами, обеспечивающих необходимое давление для подачи жидкого азота из сосудов, и пилона с форсунками, предназначенного для распыления жидкого азота в облаках (рис. 3).

Рис. 3. Генераторами мелкодисперсных частиц льда “ГМЧЛ-А”
Сброс упаковок с грубодисперсными порошками, применяемых для разрушения мощных конвективных облаков, осуществляется вручную с помощью специальных приспособлений (рис. 4).
а) б)
Рис. 4. Ручной сброс упаковок с самолета Ан-72 (а) и транспортер с упаковками на самолете Ан-12 (б)
Для отстрела пиропатронов ПВ-26 с йодистым серебром (рис. 5) и самолеты воздействия оборудуются системами, включающими в себя пульт управления отстрелом и подвесные контейнеры с кассетами типа УВ-26 (АСО-2И) (рис. 6).

Рис. 5. Пиропатрон ПВ-26
Рис. 6. Подвесные контейнеры с кассетами типа УВ-26 (АСО-2И)
Для отстрела пиропатронов ПВ-50М самолеты оборудуются системами типа КДС-155 (Рис. 7).
Рис. 7. Система типа КДС-155
Эти же системы используются для установки самолетных генераторов САГ-26 и САГ-50М.